• Статьи
  • Закупки: эволюция профессии

19.04.2018

Закупки: эволюция профессии

Среди самых известных мифов о закупках существует версия, что закупки — это продукт происхождения XIX или XX века. Однако сегодня мы расскажем, почему это не так, попробуем проследить историю развития профессии с древних времен до наших дней, а также пофантазировать на тему дальнейшей эволюции.

Деятельность, связанная с закупками, поставками или снабжением, уходит корнями глубоко в историю цивилизации. На том далеком этапе развития нашей цивилизации получение желаемого уже происходило путем заключения взаимовыгодной сделки, пришедшей на смену варварскому захвату.

Так, к примеру, во время раскопок в северной Сирии в Рас-Шамре (город-государство Угарит) была обнаружена клинописная табличка, датированная примерно 2800 годом до нашей эры, надпись на которой была расшифрована так: «ХСТ должен поставлять по 50 кувшинов превосходного ароматного масла каждые 15 дней начиная с (дата начала поставок) и в течение всего правления АС. За это он будет получать 600 малых мер зерна.

Этот заказ будет действовать бессрочно до тех пор, пока покупатель или его сын не откажется от поставок». Очевидно, что это настоящий прообраз контракта с описанием товара и условий сотрудничества сторон.

Это ли не подтверждение предположения о раннем зарождении профессии, и подобных примеров история дает предостаточно. Итак, специалисты разделяют развитие закупок на семь значимых современных периодов.

Период 1: Зарождение профессии, вторая половина XIX века

Одни исследователи утверждают, что настоящая история закупок началась после 1850 года, другие же, напротив, приводят доказательства существования сделок, связанных с закупками, много раньше этого времени.

В книге Чарльза Баббеджа, посвященной экономике производства оборудования, опубликованной в 1832 году, говорится об исключительной важности закупок. Там же описывается деятельность сотрудников, «ответственных за материалы», выполняющих ряд функций, которые в наше время мы бы с уверенностью отнесли к зоне деятельности закупок.

Некий сотрудник, занимающий, как мы сейчас бы сказали, ключевой пост в компании, отвечал за нормальное функционирование, например, шахты, а именно «за материалы, он выбирает, приобретает, получает и отправляет все нужные изделия».

Интерес к отрасли окончательно сформировался после 1850-х годов, при этом наметился устойчивый тренд к признанию важности профессии и необходимости развития компетенций внутри нее. Это во многом было обусловлено бурным строительством железных дорог в США: к 1866 году компания «Железная дорога Пенсильвании» выделила закупочную деятельность в отдельное подразделение, названное «департамент снабжения».

Спустя несколько лет главный агент по закупкам в компании «Железная дорога Пенсильвании» перешел в прямое подчинение непосредственно президента компании, что, бесспорно, подчеркивало важность закупочной деятельности для предприятия в целом. Динамика укрепления отрасли подтверждалась фактом публикаций, как мы бы сейчас назвали практических кейсов, обобщающих закупочный опыт в определенной производственной сфере.

К примеру, ревизор компании «Железные дороги Чикаго и Северо-Запада» в 1887 году опубликовал свой труд, посвященный исключительно сфере закупок отрасли строительства и эксплуатации железных дорог под названием «Работа с поставками для железной дороги — закупки и распоряжения».

В книге обсуждались вопросы, которые актуальны для закупок и в наши дни: потребность в получении корректно составленных технических заданий и способность грамотно с ними работать, необходимость централизации закупок под управлением единого центра компетенций компании. При этом автор указывал на проблему подбора сотрудников в отдел закупок, которая связана с отсутствием должного к ним внимания, не говоря уже о дальнейшем развитии компетенций.

Чтобы получить полную информацию по материалу, Вам необходимо отправить письмо на почту appm@appminfo.ru (с пометкой "Журнал "Директор по закупкам") или позвонить по телефону +7 (985) 921-50-19 (Надежда Соловьева).


«