22.10.2017

Стратегия аутсорсинга

Стратегия аутсорсингаПрофессиональные мнения, взгляды, идеи представителей отделов закупок передовых иностранных компаний могут быть весьма полезны и в российских условиях. Многие отечественные компании давно и эффективно перенимают опыт у своих зарубежных коллег и адаптируют его под наши реалии, как говорится, одна голова — хорошо, а две — лучше.

Учитывая задачи функции закупки, целью которой является поиск оптимального соответствия между предложением (рынок поставщиков) и спросом (потребности компании), важно подчеркнуть ее роль и значение в следующих аспектах:

  • формирование прибыли компании;
  • специализация компании: доля закупок и их добавленная стоимость;
  • активная наступательная, а не оборонительная тактика;
  • межотраслевой подход в управлении поставщиками и закупками товаров;
  • глобальное видение организации материальных, информационных и финансовых потоков компании;
  • развитие компетенций, обязанностей и профессиональных навыков функции закупок;
  • улучшение конкурентной позиции, чтобы превратить функцию закупок в конкурентное преимущество.

В связи с этим закупки все чаще ставятся во главу угла стратегии компании, под девизом «лучше покупать, чтобы лучше продавать!»

Аутсорсинг и политика компании

У всех крупных компаний (или почти у всех!) выработана собственная политика закупок. Реже встречаются компании, в которых принята и в полной мере реализуется стратегия аутсорсинга услуг.

аутсорсинг

Тем не менее сегодня, как никогда ранее, компания должна определиться на основании расчета бизнес-эффектов по следующим вопросам:

  • какие услуги необходимо сохранить;
  • какие услуги необходимо вывести на аутсорсинг.

Для этого вам необходимо определить основное направление деятельности компании.

В этом случае аутсорсинг услуг должен:

  • позволить сконцентрировать усилия на разработке, производстве и сбыте вашей продукции;
  • быть козырем для успешной реализации стратегии долговременного развития вашей компании;
    • потому что реализация стратегии будет проходить в наиболее выгодных условиях;
    • из соображений экономической эффективности.

Кроме того, когда служба закупок понимает сущность стратегии аутсорсинга, участвует в ее формировании и реализации, это позволяет ей занять особое положение и способствовать:

  • установлению высокого уровня доверия со стороны ваших внутренних заказчиков, менеджмента и финансового департамента;
  • формированию компетенции в области расходов компании и развитию способностей лидера;
  • проведению бенчмаркинга на основании передовых примеров;
  • формированию навыков управления аутсорсингом закупок.

Сегодня аутсорсинг услуг набирает все большую популярность и охватывает все новые и новые сферы деятельности, образуя целые «семейства» услуг, такие как:

  • Транспорт: наземный, воздушный, морской, складские услуги.
  • IT и телекоммуникации: информационные системы.
  • Персонал: временный персонал, найм, обучение.
  • Недвижимость: аренда и строительство зданий, управление зданиями и сооружениями.
  • Маркетинговые коммуникации.
  • Поездки (командировочные расходы) — долгосрочная и краткосрочная аренда автомобилей.
  • Производственные услуги: стандартные средства измерения, услуги по ремонту и обслуживанию.

Выстраивание структуры

Развитие функции закупок возможно лишь в том случае, если они отвечают определенным принципам менеджмента, которые применяются одновременно как к отдельным странам (или группам стран, кластерам), так и в отношении закупщиков, специализирующихся на той или иной профессиональной области или услуге (Specialist buyers). Стратегия поиска поставщиков определяется функцией снабжения.

54804834_3

Кроме этого, вы должны определить, позволяет ли ваш рынок поставщиков рассматривать данные услуги как глобальные (общемировые), региональные (относящиеся к кластеру или группе стран) или местные (специфические для страны или даже для определенного города).

Как мы можем сегодня видеть, в результате применения такого подхода возникают крупные проекты по закупке, которые имеют форму стратегических союзов. Их задача состоит в том, чтобы централизовать расходы и максимально сконцентрировать количество поставщиков услуг:

  • Управление платформой поставщика (MSP).
  • Управление снабжением производства (ISM).
  • Основной поставщик транспортных услуг (LTP).
  • Комплексное управление (IFM).

Грамотно выстроенный процесс

Такие проекты, несомненно, требуют внедрения грамотно выстроенного процесса закупок, который учитывает следующие этапы.

  1. Стратегия организации снабжения: анализ потребностей и рынка поставщиков, поставщик, постоянная оптимизация базы поставщиков, стратегия логического аутсорсинга, товарная стратегия и карта специализации поставщиков (SOC).

  2. Оперативный план: ежегодный оперативный план закупок.

  3. Реализация: переговоры, смена поставщика, разработка критериев оценки качества (QVE), заключение и реализация договора.

  4. Управление поставщиком и контроль эффективности: отношения с поставщиками и контроль эффективности закупок.

54804836_3

Методы и процедуры

При реализации таких крупных проектов невозможно обойтись без определения методов и процедур. Они необходимы для выявления потребностей, постановки четких целей и выбора поставщиков.

Текущая экономическая ситуация требует внедрения инноваций и самостоятельной разработки методики.

  1. Составления точного перечня элементов, которые необходимо или желательно вывести на аутсорсинг, и составления списка возможных и желаемых поставщиков.
  2. Классификации поставщиков услуг по следующим критериям:
  • наилучшая техническая и технологическая совместимость поставщика и функции, выводимой на аутсорсинг;
  • возможный и желаемый уровень качества;
  • экономически оптимальный объем функции, передаваемой на аутсорсинг, в сравнении с возможностями поставщика услуги;
  • возможности технического развития, которые могут быть реализованы с поставщиком услуги.

Для этого следует обратить особое внимание на:

1. «Лист спецификации» услуги:

  • ключевые показатели по затратам, количеству поставщиков, доле в бизнесе/регионе и т. д.;
  • основные показатели рынка поставок и ваша «позиция».

2. Основные цели и направления для улучшения:

уровень первичного «удовлетворения» и относительные приоритеты в отношении безопасности поставок, эффективности, концентрации, стандартизации, инноваций и т. д.

3. Рынок поставок и общая актуализация ваших потребностей:

  • анализ рынка поставщиков, сложности, возможности;
  • ваши потребности: основные тенденции, изменения, сложности.

4. Категория услуги:

  • тип управления схемой специализации поставщиков и категориями поставщиков;
  • влияние на режим/процесс переговоров.

Составление схемы специализации поставщиков (SOC) требует от вас классификации поставщиков по четырем категориям: мировые, региональные, местные и, наконец, специализированные поставщики.

И не забудьте на основании вашей стратегии закупок выделить поставщика (поставщиков), с которым (которыми) вы хотите работать в первую очередь.

5. План действий:

  • шаблон контроля выполнения;
  • что, кто, когда, оценка результата, ключевые факторы успеха и недостатки/риски.

Темы: качество, системная организация снабжения, конкурентоспособность и инновации, многоканальность снабжения, концентрация, количество поставщиков, география и прочее. С указанием точных действий, кто возглавляет и когда (ожидаемые результаты).

Готовы к переговорам?

54802873_3

Пожалуйста, будьте готовы! Может оказаться полезной и простая матрица, включающая четыре позиции:

  • Результаты/достижения.
  • Неудачи и планы восстановления.
  • Главные цели.
  • Основные проблемы и препятствия в бизнесе.

Затем вам, наконец, понадобятся специализированные средства, такие как формы запроса, инструменты моделирования и сравнения, матрица принятия решений, и прочие.

Все эти средства должны быть частью стратегии услуг, необходимой для осуществления хорошо выстроенной стратегии организации непроизводственных закупок.

Функции закупок принадлежит ведущая роль в разработке или трансформации политики компании! Она также играет ключевую роль в разработке политики аутсорсинга. Она должна развивать эту сферу!

Наша ассоциация предлагает всем желающим пройти курсы обучения закупкам 

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами


«