• Статьи
  • Руководство по стратегическим закупкам, или Девять шагов по организации стратегических закупок

26.04.2018

Руководство по стратегическим закупкам, или Девять шагов по организации стратегических закупок

Часть третья: Анализ текущего процесса поставки

В предыдущих материалах мы писали о том, как сегментировать расходы по категориям затрат и анализировали рынок поставщиков. В этой статье рассмотрим и оценим текущую цепь поставок, ее сильные и слабые стороны по взаимодействию с поставщиками.

После проведения анализа рынка на втором этапе вы получили новую информацию о предложениях на рынке и отобрали те, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям вашей организации. Помимо этого, вы определили круг новых потенциальных поставщиков, которые могут поставлять необходимые вам товары и услуги. Теперь пришло время оценить вашу переговорную позицию по отношению к действующим и новым поставщикам.

Обладаете ли вы экспертизой в отношении тех товаров или услуг, которые закупаете для своей категории? Являются ли ваши текущие поставщики наилучшими партнерами для вас по соотношению цены и качества? Чтобы ответить на эти вопросы, вам следует установить критерии оценки как в отношении продукции, так и в отношении поставщиков.

Вам необходимо знать, кто из поставщиков предлагает товар с лучшими функциональными характеристиками по наиболее выгодной цене, предоставляя при этом самое надежное обслуживание и послепродажную поддержку. Начнем данный анализ с товаров в ваших категориях, которые были закуплены у разных поставщиков.

Анализ закупаемых товаров

Начните с опроса заинтересованных сторон, задавая вопросы, требующие развернутого ответа. Например, разработчиков можно спросить, почему они используют сложные и дорогие детали вместо более дешевых, легко заменяемых стандартных компонентов.

Возможно, это как раз тот случай, когда разработчик случайно подал заявку на деталь, которая сделает конечный продукт дороже. Я лично видела много примеров излишне сложной спецификации или требований, которые не являлись жизненно необходимыми, а всего лишь желаемыми для получения превосходного результата.

К примеру, механизм предназначен для работы в нормальных климатических условиях, а в перечне компонентов — десятки различных крепежных деталей из углеродистой стали и лишь одна деталь из нержавеющей стали. Между крепежом из углеродистой стали и болтами из нержавеющей стали огромная разница в цене.

И, возможно, здесь и кроется потенциал в оптимизации затрат. Иногда такая же или похожая продукция производится в течение нескольких лет. Отдел разработки продукции концентрирует внимание на своем проекте, а не на уровне закупаемых компонентов.

Действительно ли требуются самые лучшие (и дорогие) компоненты на рынке? Закупаются ли они при оптимальном соотношении цены и качества? Можно ли их стандартизировать и получить одни требования на ту или иную группу компонентов? В настоящее время технологии развиваются очень быстро и на рынок постоянно поступают новые продукты и технические решения, которые не только удешевляют стоимость, но и способны оптимизировать производственный процесс.

Менеджер, управляющий определенной категорией закупки, должен быть экспертом в этой области, знать состояние рынка, тренды, уметь видеть и реализовывать новые возможности. Когда категорийный менеджер находит альтернативные товары или решения, он должен проконсультироваться со специалистами отдела разработки продукции и производственными инженерами. В некоторых случаях окончательное разрешение на использование нового компонента необходимо получить также и от конечного пользователя, логистической службы или внутреннего заказчика.

Кроме того, категорийный менеджер должен уметь находить на рынке похожие или альтернативные материалы, которые можно сравнить с закупаемыми. Стандартный закупаемый товар или услуга образует основу для сравнения совокупной стоимости владения. Как я уже упоминала, совокупная стоимость владения (TCO) состоит из различных статей расходов, которые тоже необходимо учитывать.

Возможно, в вашем случае следует учитывать такие дополнительные критерии, как простота сборки, эффективность эксплуатации или что-то еще, что специфично для вашей компании. Поэтому разному набору критериев могут соответствовать разные товары. Например, оптимальная цена может быть у одного товара, а лучшая функциональность — у другого. Как только вы определитесь со стандартными требованиями (необходимыми и достаточными), вы сможете идентифицировать области несоответствия и начать работу над их ликвидацией.

Чтобы получить полную информацию по материалу, Вам необходимо отправить письмо на почту appm@appminfo.ru (с пометкой "Журнал "Директор по закупкам") или позвонить по телефону +7 (985) 921-50-19 (Надежда Соловьева).


«