• Статьи
  • Профессиональные стандарты в сфере закупок

10.05.2018

Профессиональные стандарты в сфере закупок

Со вступления в силу Федерального закона от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ, которым внесены изменения в Трудовой кодекс РФ и введены требования о применении профессиональных стандартов при оценке квалификации сотрудников. Кроме того, в этот же период были приняты нормативные документы, закрепляющие порядок применения профессиональных стандартов и оценки квалификации:

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»;

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» (вступают в силу с 1 января 2017 года);

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (вступило в силу с 1 июля 2016 года).

Что это означает на практике для специалистов в сфере закупок? Ведь указанные изменения в трудовом законодательстве касаются и закупщиков для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), и закупщиков госкомпаний (Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), и закупщиков коммерческих организаций. А относящиеся к сфере закупок профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» утверждены Минтрудом России еще 10 сентября 2015 года (приказы № 625н и № 626н соответственно).

Начнем с общего понимания, что такое профессиональные стандарты и как их применять. Общие принципы аналогичны используемым в обучении иностранному языку:

  • формируются и описываются требуемые уровни владения соответствующей профессией (опыт, навыки, знания), такие описания закрепляются в профессиональных стандартах;
  • при необходимости сотрудник проходит обучение в учебных учреждениях, учебные программы которых и сами учреждения прошли специализированную аккредитацию на право обучения в данной отрасли;
  • оценка профессиональной квалификации сотрудника проводится независимыми от учебных учреждений центрами (центр оценки квалификации, ЦОК), и именно ЦОК определяет, насколько сотрудник соответствует требованиям профессиональных стандартов и на какой уровень квалификации может претендовать в соответствии с соответствующим профессиональным стандартом;
  • над всем этим имеется централизованная структура, формирующая и актуализирующая профессиональные стандарты, аккредитующая учебные центры, устанавливающая единые процедуры оценки квалификации (тестирование, ситуационные задачи и прочее). Полномочиями на создание таких централизованных отраслевых структур (так называемый Советов по профессиональным квалификациям) наделен Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, созданный Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249.

Основой для построения системы оценки квалификации служат профессиональные стандарты. Они являются обязательными к применению в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если соответствующие требования установлены какими-либо федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена нормативными правовыми актами, должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ст. 195.3 ТК РФ).

Оба действующих в данной сфере профессиональных стандарта распространяются на деятельность «для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Соответственно, обязательность их применения зависит от того, какие именно требования установлены в регулирующих соответствующую сферу нормативных актах. В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сформулированы специальные требования к сотрудникам в сфере закупок:

  • «Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок» (ч. 1 ст. 9);
  • «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок» 1 (ч. 6 ст. 38);
  • «Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки» (ч. 5 ст. 39).

Чтобы получить полную информацию по материалу, Вам необходимо отправить письмо на почту appm@appminfo.ru (с пометкой "Журнал "Директор по закупкам") или позвонить по телефону +7 (985) 921-50-19 (Надежда Соловьева).


«