• Статьи
  • Особенности осуществления отдельных видов закупок

17.05.2018

Особенности осуществления отдельных видов закупок

В современных условиях значимость отношений, связанных с государственными заказами, возрастает, а это означает, что правовое регулирование отношений в сфере государственных и муниципальных закупок подвержено повышенному вниманию со стороны законодательных органов.

Подтверждением этому являются, в частности, очередные дополнения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Так, за четыре месяца разработан и принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 314-ФЗ), а с 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 365-ФЗ).

Вышеназванными федеральными законами предусматриваются в первую очередь особенности заключения отдельных видов контрактов (гл. 7 Закона № 44-ФЗ дополнена ст. 110.1, 110.2, 111.3, 111.4), а также взаимосвязанные дополнения отдельных положений Закона № 44-ФЗ.

1. Дополнения, предусмотренные Законом № 314-ФЗ

В Закон № 44-ФЗ введены ст. 110.1, 110.2, предусматривающие особенности заключения и исполнения:

  • контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и/или разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства;
  • контракта, предметом которого является выполнение проектных и/или изыскательских работ; 
  • контракта, предметом которого являются строительство и/или реконструкция объектов капитального строительства.

Эти особенности сводятся к следующему.

I. По контракту на создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства исключительное право использования произведений принадлежит заказчику (в зависимости от уровня заказчика — РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию), в связи с этим контракт должен содержать два обязательных условия:

  • условие принадлежности исключительного права использования произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства государственному или муниципальному заказчику, от имени которых заключен контракт;
  • условие о праве заказчика многократно использовать проектную документацию объекта капитального строительства без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

При этом автор лишается права требовать от заказчика проектной документации предоставления ему права заключать контракт на разработку такой проектной документации без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Данное положение введено с целью минимизации затрат средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при повторном использовании проектной документации, разработанной за счет или с привлечением бюджетных денежных средств.

II. В контракте на выполнение проектных и/или изыскательских работ должно содержаться условие принадлежности исключительных прав на результаты этих работ (по новым правилам результатом является проектная документация и/или документ, содержащий результаты инженерных изысканий) государственному или муниципальному заказчику.

При этом проектная документация и/или документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ проведение экспертизы является обязательным).

III. Контракт на строительство и/или реконструкцию объектов капитального строительства должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ, исходя из объема таких работ и цены контракта.

Кроме того, законом определено, что подразумевается под результатом выполненной работы по такому контракту. Так, результатом является построенный и/или реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено:

а) заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе:

  • требованиям энергетической эффективности; 
  • требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

б) заключение федерального государственного экологического надзора (в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, очевидно, что рассмотренные дополнения направлены на повышение качества как подготавливаемой подрядчиками технической документации, необходимой для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, так и выполняемых работ по данным контрактам.

При этом законом регламентированы сроки направления заказчиком документов в уполномоченные органы на выдачу заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности, требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Отметим, что поставив срок оплаты выполненных работ в зависимость от получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, регламентируя при этом срок направления заказчиком документов на выдачу разрешения, законодатель фактически создает гарантии недопущения нарушений прав подрядчиков в части оплаты.

2. Дополнения, предусмотренные Закон № 365-ФЗ

Законом № 365-ФЗ введены в действия ст. 111.3, 111.4, а также взаимосвязанные дополнения отдельных положений Закона № 44-ФЗ. Нововведения содержат положения, определяющие особенности:

  • осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и/или осваивается на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (ст. 111.3);
  • заключения государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и/или освоению производства товара на территории субъекта РФ для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (ст. 111.4).

Особенностью рассматриваемых положений является высокая степень детализации осуществления данных видов закупок. Законодатель очертил круг вопросов, разрешаемых Правительством РФ, и решений, принимаемых федеральным органом исполнительной власти, непосредственно предшествующих заключению соответствующих видов контрактов.

3. Взаимосвязанные изменения/дополнения в Закон № 44-ФЗ

I. Введена возможность объединения в одном лоте работ по проектированию и строительству (ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Дополнение ст. 34 Закона № 44-ФЗ определяет, что предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством РФ.

Данное дополнение вызывает ряд вопросов, поскольку ни одна из норм Закона № 44-ФЗ не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, и не устанавливает требования либо ограничения, касающиеся возможности совмещения разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта, однако, с другой стороны, определенные ограничения такого совмещения вытекают из ч. 3 ст. 17 Федерального закона РФ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Чтобы получить полную информацию по материалу, Вам необходимо отправить письмо на почту appm@appminfo.ru (с пометкой "Журнал "Директор по закупкам") или позвонить по телефону +7 (985) 921-50-19 (Надежда Соловьева).


«