15.03.2018

Категорийная стратегия

В последнее время в профессиональной закупочной среде достаточно много внимания уделяется вопросам управления категориями и разработке категорийных стратегий. Журнал «Директор по закупкам» предлагает на примере производственной компании разобраться, что из себя представляет категорийная стратегия и каковы основные шаги ее разработки.

С целью создания максимально практического фокуса мы будем обращаться в качестве иллюстрации, например, к категории «насосное оборудование» как достаточно высокозатратной и сложной, имеющей высокий потенциал повышения эффективности управления потребностью.

Можно выделить два типа стратегий — категорийные и закупочные. Категорийная стратегия — документ, нацеленный на решение проблем и получение дополнительной ценности при управлении категорией МТР; разрабатывается в случае выявления возможности получения дополнительной ценности и дополнительного эффекта от объединения МТР в категории и последующего управления сформированными категориями. Закупочная стратегия определяет оптимальные решения по закупке обособленной группы МТР, включая цели и задачи закупки, наиболее эффективные подходы к закупке, применяемые коммерческие инструменты и план закупки.

Основные различия между ними следующие:

  • категорийная стратегия разрабатывается для категории МТР в целом; закупочная стратегия может быть разработана для категории МТР и для одной или более подкатегорий МТР (в том числе для отдельной номенклатурной позиции), входящих в соответствующую категорию МТР;
  • для категории МТР может быть сформирована одна или более закупочных стратегий; закупочная стратегия может являться частью категорийной, но также разрабатываться и самостоятельно;
  • категорийная стратегия, как правило, формируется на бессрочный период, но может пересматриваться по мере необходимости; закупочная стратегия имеет срок (как правило, не более трех лет — более длинные горизонты сложны к планированию);
  • в холдингах с сетью филиалов/производственных площадок, как правило, категорийная стратегия разрабатывается на уровне корпоративного центра (аккумулируя потребность всех бизнес-единиц), а закупочная — на производственных площадках.

Если посмотреть на различие категорийной и закупочной стратегии несколько философски и применительно к насосному оборудованию, то закупочная стратегия отвечает на вопрос, как купить тот или иной насос, а категорийная — как эффективно перекачать требуемый объем жидкости (в результате разработки категорийной стратегии может, например, выясниться, что более эффективно насосы не закупать, а брать в аренду, или что основной фокус должен быть сделан на унификацию различных типов насосов).

Следует особо отметить, что и категорийная, и закупочная стратегии — продукт совместной работы закупок, продаж, технических специалистов, финансово-экономического блока и других, причем на уровне категорийной стратегии кооперация должна быть значительно сильнее (зачастую разработку категорийной стратегии менеджмент компании рассматривает в том числе и как инструмент укрепления межфункциональных связей).

Чтобы получить полную информацию по материалу, Вам необходимо отправить письмо на почту appm@appminfo.ru (с пометкой "Журнал "Директор по закупкам") или позвонить по телефону +7 (985) 921-50-19 (Надежда Соловьева).


«