• Статьи
  • Аутсорсинг административных функций. Разработка оптимальной модели

08.02.2018

Аутсорсинг административных функций. Разработка оптимальной модели

Спрос на услуги аутсорсинга, по мнению ведущих аналитиков рынка и рейтинговых агентств, растет не только за рубежом, но и в России и СНГ. Однако в России развитие подобных услуг на протяжении последних пяти лет тормозится их высокой стоимостью, которая состоит из фонда заработной платы, налоговых выплат и гонорара поставщику услуг аутсорсинга.

Вознаграждение компании-аутсорсеру в Москве и Санкт-Петербурге составляет обычно 15—25% от фонда заработной платы, в регионах — до 35%. Но рынок аутсорсинга не стоит на месте и продолжает развиваться. О том, какова стратегическая задача компании при переводе на аутсорсинг административной функции и как выбрать его правильную модель, журналу «Директор по закупкам» рассказал Иван Михеев, административный директор Schneider Electric по России и СНГ.

Предметом аутсорсинга административной функции в зависимости от структуры организации могут стать REFM (недвижимость и эксплуатация), FM (эксплуатация), Administrative department (административный департамент), АХО (административно-хозяйственное обеспечение). Иногда может встречаться Integrated Facility Management (интегрированный фасилитименеджмент).

По сравнению с международными практиками, когда зачастую административная функция отдается на аутсорсинг в полном объеме, в России нет столь сильно выраженной тенденции к приобретению административных аутсорсинговых услуг полного цикла, когда в штате компании имеются только один или два человека, которые руководят и управляют всеми услугами, предоставляемыми компанией-аутсорсером. Тем не менее существует ряд компаний, которые уже перешли или планируют перейти на полный аутсорсинг административной функции.

Способы предоставления сервисных услуг

При анализе спектра предоставления административных услуг провайдерами эксперты обычно выделяют несколько основных способов оказания услуг:

  • инсорсинг де-факто (иногда называют инхаус — inhouse) — исторически сложившаяся практика обслуживания силами внутреннего подразделения 
  • (подразделений);
  • избирательный аутсорсинг — решение о приобретении услуг по аутсорсингу административной функции в объеме от 20 до 80% у внешних компаний;
  • полный инсорсинг — решение об оказании услуг в объеме не менее 80% бюджета административного департамента силами внутренних подразделений;
  • полный аутсорсинг — решение о передаче всех МТЦ (из актива административного департамента), персонала и ответственности внешней 
  • компании (компаниям), распространяющееся более чем на 80% бюджета административного департамента.

Инсорсинг де-факто характеризует исторически сложившийся и неструктурированный способ предоставления услуг внутренним подразделением
(подразделениями). Инсорсинг де-факто вынуждает бизнес получать услуги исключительно из рук собственного персонала (права выбора нет).

Избирательный или полный аутсорсинг предполагает передачу определенного объема структурированных услуг внешним провайдерам. Проблем при этом может возникнуть предостаточно. Приведу для примера мнения заказчиков одной сервисной компании:

  • «Мы устали просто подписывать акты сдачи-приемки. Непонятно, что сделано и сколько. Непонятно, как мы можем воздействовать на провайдеров»;
  • «Они просто получают деньги и передают работы субподрядчикам, которых сами даже не могут толком контролировать»;
  • «У нас много поставщиков, а проблема всегда оказывается между ними — в итоге мы сами должны расхлебывать проблемы».

Впрочем, к инсорсингу претензий не меньше, просто их реже формулируют (свои же сотрудники).

Таким образом, опираясь на все вышеперечисленное, компания, решившая перейти на аутсорсинг, подходит к решению двух взаимозависимых вопросов, которые играют роль ограничений:

1. Что отдать на аутсорсинг? Какую модель построить?

2. Какие риски необходимо учитывать при построении модели аутсорсинга административной функции?

Чтобы получить полную информацию по материалу, Вам необходимо отправить письмо на почту appm@appminfo.ru (с пометкой "Журнал "Директор по закупкам") или позвонить по телефону +7 (985) 921-50-19 (Надежда Соловьева).


«