• Статьи
  • Экономический анализ закупок

21.08.2018

Экономический анализ закупок

Сущность анализа закупок

В любой организации существуют задачи, связанные с системой закупок, отвечающие на вопросы: «Что производить, где закупать, сколько и на каких условиях»? Данными задачами занимается отдел снабжения. Они определяют потребность организации в сырье и анализируют информацию по качественным и количественным характеристикам. Отдел закупок производит экономический анализ всех закупок компании.

Если рассматривать затраты организации на закупки, то в общей сложности в структуре себестоимости они составляют от 40% до 60% затрат производства продукции в зависимости от отрасли самого предприятия. Поэтому менеджерами отдела закупок уделяется серьезное внимание сокращению издержек организации и их оптимизации. Данный процесс возможен только при условии качественной работы отдела.

Экономический анализ закупок подразумевает сбор, анализ и структурирование отчетности по основным показателям. В условиях больших организаций с несколькими сотнями используемых номенклатур – это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Для обработки данных и создания отчетов используют современное программное обеспечение.

Направления экономического анализа закупок

Для комплексного экономического анализа необходимо проанализировать три показателя: время, цену и поставщиков.

Анализ времени подразумевает сбор статистических данных о времени поставок и их последующих задержках. В данном случае анализируется следующие параметры:

  • процент доли общих задержанных заказов;
  • процент задержанных заказов, которые вызвали простой производства в связи с отсутствием необходимых материалов.
  • Анализ цен необходим для сравнения закупочных и планируемых затрат, выявления разницы. Анализу подвергаются следующие показатели:
  • цена закупки;
  • цена закупаемых ресурсов;
  • индекс средних цен товарных групп;
  • изменение цены и причин;
  • эффективность закупки;
  • соотношение доли закупок к проданным товарам;
  • соотношение доли выданных ордеров.

Анализ цен позволяет планировать бюджет закупок исходя из экономических тенденций. При анализе поставщиков рассматриваются следующие параметры:

  • доля просроченных поставщиком товаров;
  • доля отказов от поставок;
  • доля товаров;
  • несоответствующего качества;
  • доля поставленных вопреки договоренностям с поставщиком;
  • изменение цен на товар.

Данный анализ позволяет определить надежность поставщика, что в дальнейшем повлияет на собственный производственный процесс организации.

Постоянный экономический анализ закупок позволяет принять оптимальное решение относительно важнейших экономических показателей. Работа отдела закупок в условиях постоянного анализа более структурированная.

При необходимости руководитель может в любой момент повлиять на процесс закупок. Основным преимуществом анализа закупок является возможность оптимизировать процессы системы и повлиять на издержки компании.

В процессе анализа возможно избежать проблем с бракованной продукцией, снизить транспортные расходы, обеспечить производство необходимыми материалами, чтобы избежать простоев и исключить нецелевой расход бюджета. Данные меры позволяют организации удерживать конкурентоспособные позиции на рынке.


«